|
Далее8Безграничные полномочия, которыми пользовались инквизиторы относительно жизни и смерти заподозренных в ереси мирян, а также относительно их имущества, скоро принесли свои результаты. Среди инквизиторов стало неумеренно развиваться хищничество и грабительство. Они стали обращать в свою ПОЛЬЗУ штрафы и поборы. И нередко поводом к подозрению в ереси было просто богатство какого-либо мирянина, достояние которого шло на увеличение богатств достопочтенного брата-инквизитора. Монахи, дававшие священный обет бедности, которая провозглашалась основателем ордена Домиником как один из главнейших принципов его жизни, стали сребролюбцами, стяжателями и грабителями. По-видимому, при конце своей жизни Доминик видел развращение братии, потому что на смертном одре он торжественно проклял тех, кто забудет обет бедности и внесет в орден соблазн собственности. Между тем уже сам папа, дабы поощрить рвение доминиканцев, предложил им вознаграждение из штрафов, налагаемы> на еретиков. Таким образом, обилие последних было выгодно и для римской церкви, и для инквизиторов, ибо каждый еретик обогащал налагаемыми на него взысканиями и церковь, и ее служителей. Победив непокорного Гогенштауфена, папа раздавал престолы в зависимости от того, насколько претендент на ко-ропу обнаруживал ненависть к еретикам и смирение перед преосвященным отцом. Теперь церковь всесильно царила — Германия была уничтожена и подавлена, Франция была другом и ревностным слугой религии. Инквизиция достигла высоты своего могущества и силы. Теперь она опиралась уже на приниженное и извращенное общественное сознание. Дух протеста, обессиленный десятилетиями упорных гонений, потоками крови и зловещими кострами, угасал. Не раздавалось больше свободного слова в защиту веротерпимости и духа любви. Люди свободных мыслей должны были скрываться в тиши из опасения тюрем, пыток и казней. Ни от кого нельзя было услышать ничего, что противоречило бы торжествующей свирепости инквизиторов и их деспотизму. Инквизиция добилась огрубения нравов, вытравила дух свободной мысли и евангельской любви и правды. Увещания немногих праведников, не боявшихся возвышать свой голос в защиту любви и свободы веры, не пользовались вниманием, — их перестали понимать. И голос, например, св. Бернарда не находил отклика. Наоборот, даже лучшие умы времени заражались духом нетерпимости и религиозного деспотизма и подтверждали своим авторитетом злодеяния инквизиторов. Создалась своего рода философия убийства, в которой пролитие крови, смертную казнь, пытки и тому подобные подвиги инквизиции оправдывали авторитетом и Библии, и Евангелия, казуистически подтасовывая тексты и толкуя их по-своему. Епископ Лука, например, пишет: «Не должно щадить ни сына, ни отца, ни друга, ни жены, ни брата, если в них присутствует яд еретический. Гот, кто убивает нечестивых, не совершает человекоубийства - .
|
|
© 2008 Тайные общества, ордена и секты | Карта сайта |