Далее4

По этой причине разум, естественно, создает для себя картину мира, раздираемого антагонизмом двух противоположных сил, в конечном счете случайности и необходимости. Как говорил Демокрит: «Все, что существует во Вселенной, — плод случайности и необходимости», — и, как сказал Жоэ Буске в 1942 году Симоне Вейль: «Реальность — это плод двух враждебных стихий».

Что кажется характерным для сознания среднего современного человека, так это то, что, будучи вынужденным согласиться с тем, что есть начало разложения (корень беспорядка), затаившееся в каком-то уголке вечности, оно в то же аремя и по той же самой причине боится признать, что тиром правит слепой, жестокий и сумасшедший бог, что демиург, возникший из небытия, — чудовище, и что Зло бесконечно, то есть способно подчинить себе все существа. Дело з том, что Зло, которое творит человек по каким-то причи-(ам, пусть даже непростительным, и которое сводится к удов-гетворению его аппетитов и потребностей, это не Зло. Истинное зло — это чистое злодейство, чистое безумие, чистое зверство и чистая бессознательность. Никогда еще люди не бюялись так, как сегодня, как бы яростное безумие демиурга re нашло своего абсолютного воплощения в человеке и не делало его подобным зверю. Разве не знаменательно, что v оазных людей, от Уильяма Блэйка до Отто Рана, от Симоны Нейль до Жоэ Буске, одна и та же тревога терзала их «мистические» души, один и тот же страх: не является ли Бог чудовищем?

С тех пор снова обрело всю свою силу манихейство, которое утверждает, что этот Бог — не истинный Бог, и что сть другой, уточняя одновременно, что этот Другой стал бесконечно трансцендентным, что он абсолютно непознаваем л его можно постичь только путем безоговорочной веры, иначе говоря, что в его существовании могут быть уверены шшь те, кому он хочет даровать свою милость. Даже если не признавать, что есть два бога, нельзя отрицать, что есть !,ва типа людей: святые и злодеи, и что, по всей вероятнос-и, одни хорошие, а другие плохие не в результате свобод-лого выбора. Они таковы, какими им предопределено быть. )ни осуждены или спасены по двум противоположным причинам (по адской или божественной милости), которые не могут исходить от одного и того же Бога. Мне кажется, что монисты или те, кто считает себя таковыми, не могут избавиться сегодня от мысли, что они живут в мире, устроенном Злым началом, потому что все убеждает их, если я рассуждаю верно, — разум, наука, опыт людей и жизнь, — что этот мир — мир абсурда и отчаяния, и Бога либо нет, либо он безумен. Усилия, которые благородные люди предпринимают с целью изменить общество, например, путем установления социалистического строя, на мой взгляд, плохо гармонируют с убеждением в случайности возникновения всего во Вселенной. Если все происходит случайно, то гораздо более логично поступают хиппи, которые отдаются на волю случая и «будь что будет». Несомненно, они убеждены, что разложение распространяется на весь мир явлений, включая «справедливые» революции, «прогрессивные» общества и все остальное.

© 2008 Тайные общества, ордена и секты | Карта сайта