Далее1

Между умеренными дуалистами не было согласия относительно природы Сына и Святого Духа. Одни считали их ниже Отца, другие полностью отождествляли с Богом, оставаясь верными концепции неделимой Троицы.

Для умеренных дуалистов, как, кстати, и для абсолютных, суть миссии Иисуса Христа заключалась в его учении. Жертва Христа не имела живой, конкретной ценности. Можно даже усомниться, заботила ли их историческая реальность личности Иисуса. Занимательные истории мало значат без их символической ценности: имеет значение только учение.

Иисус не явился в реальном теле из плоти и крови (потому что материя — сатанинское творение). Его внешность была призрачной, это была иллюзия, а не реальность.

Кстати, таким образом, катары принадлежали к числу сторонников докетизма, которые отрицали плотскую реальность Иисуса. Но есть разные уровни докетизма: одни утверждали, что он был облечен в ангельскую оболочку, другие — что его тело из нетленной субстанции было сходно с теми телами, которые падшие духи вынуждены были оставить на небе в ожидании искупления их грехов.

Относительно других персонажей Священного Писания между умеренными дуалистами тоже не было согласия. Одни считали Иоанна Крестителя демоном, а другие — посланником Бога, родившимся от Елизаветы и Святого Духа. Дева Мария считалась то реальной женщиной, то ангелом, пришедшим с неба вместе с Иисусом Христом и имевшим соответственно лишь видимость тела.

Воскресения во плоти не будет, но Страшный суд будет (как и для католиков) и после него — согласно отдельным умеренным дуалистам — только ангелы Адам и Ева, «пройдя через тела Еноха, Авраама, Ноя и пророков и получив прощение в телах Симона и Анны, будут снова приняты во славу Божию»: довольно странная схема восстановления в прежнем виде. Здесь, возможно, проявилось влияние Каббалы, но скорее — теорий перевоплощения абсолютных дуалистов. Души праведных будут вознаграждены и снова обретут на небе свои славные тела, а души грешников будут осуждены. Нет ни чистилища, ни степеней блаженства и осуждения: все грехи равны.

Мир будет ликвидирован (как сатанинское творение) и разложен на элементы (первозданный хаос, извлеченный Богом из небытия). Согласно Апокалипсису, демон будет обитать там вместе с соблазненными им душами, этот хаос станет для него адом, местом мучений...

Из этого краткого изложения их учения видно, что умеренные дуалисты не очень-то отличались от католиков, за исключением той роли, которая приписывалась Люциферу в сотворении мира и плотского человека. Для католиков Люцифер был Князем мира сего, для катаров — его организатором и частично творцом: с дозволения и с помощью Бога он разделил стихии (вечные сами по себе или принадлежащие к божественному порядку, согласно мифам) и создал видимые тела. Но его роль и его могущество временны: «Дай мне время, — сказал он Богу, — и я верну тебе всё!»

Абсолютные дуалисты были гораздо более радикальными еретиками по отношению к римскому католицизму.

© 2008 Тайные общества, ордена и секты | Карта сайта