Далее2

Автор предлагаемой теперь нашим читателям книги, Рене Нелли (1906—1982), — человек, для которого тема катаров — не далекая экзотика. Он сам уроженец Каркассонна, т.е. родом как раз из тех мест, где некогда зверствовала крестоносная «люциферова челядь», «разбойничий сброд негодяев», по выражению К. Маркса. Рене Нелли был серьезным ученым, но не просто ученым; он ставил своей целью «очистить катаризм от оккультистских фантазий и от узкого сциентизма, в который заключают его отдельные специалисты». Чтобы лучше понять катаризм, Нелли пытался как бы сам влезть в шкуру катара, представить себе, как эти люди жили, о чем думали, к чему стремились. Метод вообще-то очень правильный, но беда в том, что дошедшие до нас сведения о катарах весьма отрывочны, поэтому многое приходится домысливать, а это каждый делает, как говорится, в меру своей испорченности, то есть тенденциозно. Если зоолог может по одной кости воссоздать облик животного в целом, то нельзя по одной идее составить представление о мировоззрении в целом, поскольку идеологические системы часто бывают столь эклектичны, что их символическим образом может быть разве что какой-нибудь василиск.

Рене Нелли тоже не удалось, несмотря на все его старания, составить цельное представление о катаризме, отсюда противоречивость его тезисов, которая имела трагические последствия. В носящем его имя Центре катарских исследований в его родном Каркассонне возобладала линия Жана Дювернуа и Анны Бренон, людей, которые стараются представить катаризм в совершенно искаженном свете. Есть все основания считать их просто христианской агентурой, проникшей в катарскую крепость с заданием затушевать всемирно-историческое значение катаризма. Ж. Дювернуа изображает дело так. будто катаризм — это всего лишь «форма христианства», и нельзя, говоря о катарах, употреблять термины «манихейство» или «неоманихейство» (Jean Duvernoy. La Religion des Cathares. Priva. Toulouse. 1986. p. 7, 27).

Сам Рене Нелли писал в своей книге «Катары», которая теперь переведена на русский язык, нечто совершенно противоположное: «Катаризм... представляет собой на самом деле нечто большее, чем простую ересь... он исходит из мировоззрения, из интеллектуальных и духовных установок, совершенно противоположных традиционному христианству, а, может быть, и христианству вообще». Упомянутый Г.Ч. Ли тоже считал, что верования катаров едва ли можно назвать христианскими (История инквизиции в Средние века. С. 57, 58). По мнению О. Рана, катаризм и христианство разделяет пропасть (Otto Rahn. Croisade contre le Graal. Philippe Schrauben. p. 165). Наконец, современный хорватский историк Франьо Шанек определяет катаризм как «главную угрозу христианству» в то время (журнал «Heresis», № 21, декабрь 1993. С. 33).

© 2008 Тайные общества, ордена и секты | Карта сайта