Далее Примечания переводчика

1. Богомильство — дуалистическое вероучение, названное так согласно «СЛОВУ святого Козьмы пресвитера на еретики препрение», ОДНОМУ ИЗ ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ знаний о богомильском учении, по имени своего основоположника попа Богомила. 3. Ольденбург считает, что «Богомил» могло быть также или прозвищем основателя учения, или именем, обозначавшим некий символический персонаж, которое позже стало восприниматься как принадлежащее реальному человеку. Богомилы объясняли смешение в мире добра и зла наличием, еще до появления видимого мира, двух противоположных начал, доброго и злого, олицетворенных в виде доброго Бога, Творца невидимого мира, и злого Духа, Люцифера или Сатанапла. создателя видимого чувственного мира. Умеренные богомилы считали Сатанаила старшим сыном Небесного Отца, отпавшим от Него вместе с другими низшими духами и низвергнутым за это с неба. Его заменил у Отца младший Сын - Слово, Иисус Христос. Сатанаил устроил невидимую еще. покрытую водой землю и придал ей тот вид, в котором она предстала перед первым человеком. Тело человека тоже создал Сатанаил, но не смог одушевить его. Душу дал человеку Небесный Отец после того, как Сатанаил согласился властвовать лишь над телами первого человека и его потомства, а души предоставить Богу для восполнения поредевших ангельских чинов. Но Сатанаил нарушил свое обещание, и под видом змеи вступил в связь с Евой и произвел на свет злых Каина и сестру его Каломену. Когда же Ева родила от Адама Авеля, Каин убил брата. И с тех пор духовные дети Сатанаила преследовали и истребляли духовных сыновей Божиих (их было немного, все они упомянуты в родословии Евангелия от Матвея). Весь период Ветхого Завета человечество находилось под злобной властью Сатанаила, который насылал на людей то потоп, то столпотворение, то закон Моисеев. Наконец бедствия людей переполнили чашу терпения Небесного Отца, и он послал с неба на Своего второго Сына для борьбы с Сатанаилом и спасения людей. Сын-Слово вселился через ухо в утробу Девы (или в одного из ангелов, Марию), родился, жил и умер на кресте как видимый, телесный человек, но его телесность и все, с ней связанное, было только кажущимся (докетизм). Христос победил Сатанаила, отнял у него божественность, связанную со слогом «ил», и заключил теперь уже просто злого духа Сатану в преисподнюю. Человеческому роду, избавленному отныне от непосредственной власти Сатаны, предоставилась возможность войти во врата Небесного Царства, если люди сумеют побороть оставшиеся в них следы зла и наклонность к нему и станут достойны своего небесного призвания. Завершив свою миссию, Христос-Слово возвратился на небо к Отцу и сел рядом с Ним (или растворился в нем). Были и другие версии космогонии и космологии богомилов. Вопрос о происхождении богомильства, сложный и неясный в подробностях, в общих чертах считается разрешенным. Его относительно далекие корни — мистические учения гностицизма и манихейства, переработанные в III в. Павлом Самосатским и обновленные павликианами, уже представлявшими собой организованную группу, в Коммаге-нах на Евфрате в конце VII в. Приверженцы павликиан встречались среди греков и армян до XIX в. Малоазиатские пав-ликиане, которых византийские императоры (Константин Копроним в VIII в., Феофил в IX в., Иоанн Цимисхий в X в.) неоднократно переселяли на границы Болгарии, у Адрианополя и Филиппополя, распространили павликианство как в самой Византии, так и в Болгарии, главным образом среди простого народа. Кроме того, в X в. в монастырях Византии было сильно распространено умеренно дуалистическое мес-салианство, или евхитство. При царе Петре в Болгарии уже было много не только сторонников богомильства, но и исповедников-мучеников. Вероятно, богомилы были особенно многочисленны в Македонии, чем можно объяснить именно македонские восстания против царя Петра и его правительства. Полагают, что здесь сложилась «болгарская церковь» богомилов, представлявшая умеренный дуализм (некоторые помещают ее в придунайскую Болгарию), в то время как во Фракии укоренился абсолютный дуализм «церкви Драговицкой». Несмотря на гонения, число приверженцев богомильства росло с непостижимой быстротой. Многочисленные эмиссары рассылались по всей территории Средиземноморья. Особенно прочно обосновались богомилы в Боснии, где продержались вплоть до вторжения турок в XV в.

© 2008 Тайные общества, ордена и секты | Карта сайта