Далее14

36. Пофлами в Европе называли павликиан; бугр (Bougre) — болгарин, синоним слова «богомил»; бабуны — также одно из названий богомилов, от горы Бабуны в Македонии.

37. По поводу того, какой дуализм — умеренный или радикальный — был наиболее характерен для катаров Лангедока, существует несколько точек зрения. Ряд исследователей (например, Н. Осокин, Е. Bozoky) считают, что умеренная компонента появилась в вероучении лангедокских катаров как раз благодаря влиянию богомилов. В подтверждение этого они приводят распространение среди альбигойцев апокрифического текста «Interrogatio Iohannis»* (и, видимо, достаточно широкое, поскольку известно несколько изводов этого апокрифа), являющегося ярким образцом умеренного дуализма и принесенного на территорию Лангедока богомилами, о чем свидетельствует приписка в конце одного из изводов «Interrogatio Iohanis», хранящегося в Муниципальной библиотеке г. Дол: «Конец тайны еретиков из Конкореццы, принесенной из Болгарии епископом по имени Назар» (Bozoky Е. Le livre secret des Cathares. Interrogalio Iokannis. Apocriphe d'origine bogomile. Pans, 11)80. P. 87. Пер. Ю. Тихоновой). Ж. Мадоль вообще считает, что абсолютный дуализм был несвойствен катарам. Немецкий историк катаризма А. Борет связывает прибытие восточного епископа Никиты на собор в Сен-Фе-ликс-де-Караман с необходимостью вернуть западных катаров, взгляды которых под влиянием христианства стали слишком умеренными, в лоно абсолютного дуализма. Поэтому, согласно А. Борсту, собор в Сен-Феликс-де-Караман стал поворотным пунктом в истории катаризма — восточные идеи были чужды Западу, и популярность катаризма стала уменьшаться. (Здесь, конечно, очевидно желание подогнать факты под определенную схему, поскольку на период между собором в Сен-Феликс-де-Караман 1167 г. и договором в Мо 1229 г. приходится апогей катаризма на юге Франции.)

© 2008 Тайные общества, ордена и секты | Карта сайта