Далее13

33. В этом катары очень близки к воззрениям Мани, согласно которым в области Света («стране Света») царят единство, гармония, согласие и безмятежность, то, что можно охарактеризовать понятием «покой». Мрак, напротив, беспокоен и нестабилен: его силы извечно находятся в борьбе друг с другом.

34. Согласно Н. Осокину, присциллиане опирались на догму египетского гностицизма. Присциллиан, уроженец Испании, учился в школах Мемфиса и Киренаики. Там же он познакомился с теориями магов и Мани. Но в противоположность Мани он всегда старался исходить из христианских понятий, хотя избежать влияния теорий гностицизма и манихейства не смог. Г. Ч. Ли вообще видит в опубликованных Schepss'oM трудах Присциллиана доказательство того, что его так называемая ересь была просто клеветнической выдумкой его врагов.

35. С 1017 г. в Орлеане появилось еретическое учение, описание которого оставил современник описываемых событий монах Рауль Лысый. «Рассказывают, что эта безумная ересь была начата в Галлии какой-то женщиной, явившейся из Италии и преисполненной дьявола, с помощью которого она увлекала всякого, кого хотела, не только людей глупых и бессмысленных, но даже таких, которые с виду казались ученейшими между духовенством». Среди адептов нового учения были двое известных духовных лиц города: Гериберт и Лизой, люди, уважаемые в Орлеане и близкие к королю Роберту II (996—1031 гг.). Через них ересь проникла ко двору, где нашла сильного покровителя в лице Стефана, королевского духовника. Из Орлеана рассылались миссионеры, и еретики надеялись, что скоро их учение будет принято всем народом. Узнав об этом, Роберт Благочестивый «жестоко опечалился, опасаясь погибели государства в стольких душах человеческих», и поспешил в Орлеан вместе с королевой Констанцией. Был созван совет епископов, чтобы решить, какие меры принять для подавления ереси. Когда еретиков вызвали на допрос, они исповедовали свою веру и заявили, что они скорее умрут, чем отрекутся от нее: «Заканчивайте скорее ваши допросы и делайте с нами, что хотите. Смотрите, мы видим там Царя нашего небесного, он простирает к нам руки, чтобы вести нас в вечное блаженство». Еретики давали мистическое объяснение смысла Библии, толковали ее с помощью аллегорий и уподоблений. Рядом силлогизмов они отрицали всякую буквальность в понимании Библии и доходили до того, что отвергали реальность Христа, которому давалось только призрачное бытие: «Христос никогда не рождался от Девы Марии, никогда не страдал для людей, во гроб не был положен и из мертвых не воскресал». Поэтому таинства Причастия и Крещения еретики отвергали. Они учили, что земля и небо существовали предвечно, никто их не сотворил. Благой Бог не мог быть творцом порочного. Чтобы отделить духа злобы, царя плоти, нужно отказаться от телесных удовольствий, от брака, от мясной пищи. Народ был так враждебно настроен против еретиков, что Роберт Благочестивый был вынужден поставить у дверей церкви, где происходило собрание, королеву, чтобы народ не разорвал подсудимых, когда они будут входить в церковь. Однако королева разделяла народную ненависть к еретикам и, когда их вели, так сильно ударила палкой своего духовника, что выбила ему глаз. Смертный приговор был произнесен над всеми, пощадили только отрекигихся от учения монахиню и клирика. Тринадцать человек, а именно десять каноников городского монастыря, предводимых Лизоем, Герибертом и Стефаном, вывели за городские стены. Перед пылающим костром им еще раз предложили отречься от своих заблуждений, но они предпочли смерть. Все совращенные ими в ересь были разысканы и без всякой жалости сожжены.

© 2008 Тайные общества, ордена и секты | Карта сайта