Далее12

32. Учение Мани в общих чертах таково. Во вселенной извечно существуют два начала или две силы, которые абсолютно противоположны друг другу, никак между собой не связаны и ничего общего не имеют: Свет и Мрак. Свет первоначально представлял собой нерасторжимое единство. Его персонификация и активное начало — верховное божество, именуемое Отец величия, или Отец, Бог истины. Свет полностью благ и духовен, нематериален; сто творения бессмертны и совершенны. Активное начало второй силы — Мрака — Материя. У порождений Мрака есть пять жилищ, а также миры Сухого и Влажного. Мрак лишен всякого блага и гармонии, полностью бездуховен, его творения безобразны, в жилищах его царит смерть. Силы Мрака извечно находились в борьбе друг с другом. Свет расположен в «высоте», Мрак — в нижней части вселенной, в «бездне». Первоначально Свет и Мрак не соприкасались и не смешивались: непреодолимая граница пролегала между ними. История мира началась с того момента, когда Материя посмотрела на Свет, позавидовала его красоте и пожелала захватить его. Тогда открылись пять жилищ Мрака и излились из них пять стихий: Дым, Огонь (Пожар), Ветер, Вода и Тьма. На почве миров Сухого и Влажного Материя стала выращивать из этих стихий пять видов деревьев. Узнав о замыслах Материи, Отец величия произвел свои божества, первые эманации: Мать жизни и Первочеловека. Материя же, вырастив пять видов деревьев, воплотилась в их плоды и дала им созреть. В это время Пер-вочеловек отделил от себя пять своих эманации, светлые стихии: Воздух, Огонь, Воду, Ветер и Свет, — которые должны были служить ему в предстоящей битве одеяниями — защитой от сил соответствующих пяти миров Мрака. Плоды пяти видов, выращенные Материей, упали на почву миров Сухого и Влажного и из них вышли пять видов архонтов, демонов Мрака. У каждого мира возник один верховный архонт, царь этого мира. Сильнейший из пяти — царь мира Дыма — правит остальными царями. Свои вожди были и у миров Сухого и Влажного. Материя со своими семью царями и двенадцатью слугами во главе всех демонов поднялась войной на Свет. Они захватили некоторую область Света и смешались с ним. Тогда Мать жизни и все светлые божества благословили Первочеловека на битву. Облачившись в пять светлых стихий, он спустился в захваченную Мраком область смешения и вступил с ним в бой. Стихиями своего Одеяния он связал стихии Мрака: Воздухом — Дым, Огнем — Пожар, Ветром — темный Ветер, Водой — темную Воду. Наступление врага было остановлено, но сам Первочеловек остался на поле брани безоружным. Тем временем Отец величия произвел еще одну эманацию — Дух живой (он же Отец жизни). Дух живой воззвал к Первочеловеку, который услышал его в бездне и дал ответ. Эти Зов и Слух стали самостоятельным двуединым божеством, которому предстоит сыграть важную эсхатологическую роль. Дух живой спустился на поле битвы и вынес обезоруженного Первочеловека в страну Света. Мрак был остановлен, побежден и связан, но на границе Света и Мрака осталась область смешения, в которой Свет в виде пяти стихий был раздроблен, связан и смешан с мраком. Пять плененных стихий страдали и плакали. Тогда Дух живой и Мать жизни спустились в область смешения и начали приводить ее в такой вид, чтобы стало возможным выделять из нее частицы света и возносить их вверх. Началось творение материального мира. В распоряжении божеств-творцов оказались суша, влага и пять смешанных стихий. Из тел архонтов была сотворена земля, поставленная посреди моря, над землей были установлены десять твердей, где связаны души архонтов и демонов. Под твердями Дух живой создал Колесо звезд, где вращаются связанные души архонтов, светясь светом разорванных ими Одеяний Первочеловека. Семь царей миров Мрака стали пятью планетами и двумя «восходящими» (астрологические аналоги Солнца и Луны), двенадцать слуг Материи стали зодиакальными созвездиями; как цари сил Мрака они способны оказывать влияние на земные дела. Дух живой облачился в три Одеяния — Ветер, Воду и Свет, — затем снял их, омыл и опустил в бездну, куда по этим Переправам стали спускаться темный Ветер, темная Вода и Тьма. Воздух заполняет пространство между землей и твердями, очищаясь по мере восхождения, а Огонь окружает мир. От земли к небу были натянуты незримые «перепонки» — «лихме», — по которым Воздух и ветер поднимаются вверх, а осадок в виде Дыма и темного Ветра спускается вниз. Кроме того, были установлены три Колеса, посредством которых Ветер, Вода и Огонь поднимаются вверх. Землю Дух живой окружил стеной Воды (морем), стеной Огня и Тьмы. После очищения стихий осадок, остаток темных сил, спускается в преисподнюю, или геенну. Так был сотворен материальный мир. который называют Пояс, или мир Пояса. Стражами над миром поставлены пять эманации Духа живого: над всеми твердями стоит Светодержец, он же великий Строитель, и строит новый зон, куда должен вознестись очищенный свет; в седьмой тверди следит за восхождением света Царь чести; Адамант света сторожит архонтов Материи; Царь славы вращает три колеса стихий; Омофор держит землю и тверди. У каждого из пяти сынов Духа живого находятся в подчинении ангелы. Затем Отец величия послал вниз еще одну свою эманацию - Третьего Посланца, чтобы свет восходил из мира к нему. Третий Посланец явился Свету, чтобы тот устремился ввысь. Но Третьего Посланца увидела Материя и ее силы, которые захотели создать такое же прекрасное существо, чтобы оно стало их богом и защитой от врага. Материя взлетела вверх, пытаясь настичь Посланца, но безуспешно. Упав на землю, Материя породила дерево, из плодов которого вышли архонты двух полов и совокупились, пытаясь породить столь же прекрасное и лучезарное потомство, как Третий Посланец. Однако им удалось произвести на свет лишь ущербных недоношенных Выкидышей. Эти порождения восстали и, захватив вместе с архонтами область, находящуюся под стражей Адаманта света, остановили восхождение Воды, Ветра и Огня. Сильнейший из Выкидышей, Сакла, собрал светоносное семя, отданное другими Выкидышами, и вместе со своей подругой сотворил Адама и Еву, вложив в них этот свет. Адам и Ева были дики и лишены знания о своей светлой душе. Соединившись с Евой, Сакла породил Каина и Авеля. Тогда Отец величия произвел Иисуса-Сияние и Деву света. Иисус-Сияние сошел в область Адаманта света, смирил мятеж Выкидышей и архонтов и восстановил восхождение трех стихий. После этого он воплотился в Еву и в ее образе просветил Адама, дав ему знание о светлой природе его души и указав пути спасения. Для того чтобы очищать и возносить человеческие души, были созданы два Корабля света: Солнце — из светлой стихии огня, и Луна — из воды. На Солнце поселился Дух живой, на Луне — Иисус-Сияние и Дева света, которая является архонтам, чтобы они исторгали из себя свет. У Адама и Евы родился сын Сиф, которому Адам передал все, что изложил ему Иисус-Сияние. От Сифа пошел род праведников, завершающийся самим Мани. Каждому из этих праведников являлся Двойник (эманация Иисуса Христа или его порождения — Разума света), чтобы дать ему божественное знание. Праведник излагал все услышанное от Двойника в книгах и основывал церковь. Некоторое время после смерти каждого основателя церкви — Апостола — церковь пребывала в праведности, но потом приходила в упадок. Тогда для восстановления истинной веры посылался другой Апостол. На протяжении всей истории мира свет освобождается от смешения и возносится ввысь. При этом в душах людей Света остается все меньше и меньше, поскольку род человеческий плодится и размножается, а Свет покидает мир. Перед концом мира Света в нем останется совсем мало. Начнется великая война, и грешники ненадолго одержат победу над праведниками. После этого Зов и Слух образуют божественное единство — Помысел жизни — и, собрав весь оставшийся в мире Свет, сделают из него Последнее Изваяние, которое вознесется вверх. Потом будет послан великий огонь и за 1468 лет сожжет мир. Божества воссядут на престолы и станут судить души людей. Праведники воспарят в новый эон, построенный Великим строителем, и будут вечно жить там вместе с божествами. По истечении срока, равного сроку пребывания в смешении, все они забудут страдание и воссоединятся с чистым, не знавшим смешения Светом. Мрак будет навеки заключен в узы. Большинство персонажей и мифологем манихейства имеют аналоги в гностических системах. Катарская мифология использует, по большей части, библейские образы и сюжеты.

© 2008 Тайные общества, ордена и секты | Карта сайта