Далее2

По правде говоря, чрезвычайно трудно связывать катаризм с определенными учениями или движениями, существовавшими раньше. Мы можем, самое большее, обнаружить в том или ином течении элементы или скорее тенденции, предвосхищающие катаризм. Речь идет о движениях, как правило, очень мало известных, потому что они были ограничены во времени и пространстве.

Так мы встречаем явно дуалистические концепции в Испании между 370 и 380 годами у присциллиан. Еще важней для нас болгарские богомилы — мы еще к ним вернемся. Однако самыми явными источниками катаризма (хотя не исключительными и не прямыми) остаются еврейский и христианский гностицизм, а также, в большой мере, древнее манихейство, основной подход которого был точно таким же, хотя конечные выводы были иными.

Катаризм можно считать разновидностью гностицизма, так как он стремился освободить души путем полного познания (прежде всего, Добра и Зла); кроме того, катаризм раскрыл эзотерическое содержание традиционных формул христианства; в этом отношении весьма показательны катарские комментарии к молитве «Отче наш».

Есть бесспорное сходство между учением Мани о происхождении Зла и точкой зрения катаров. Но этого идеологического совпадения недостаточно для доказательства того, что катаризм происходит непосредственно от манихейства. В любом случае, мы почти совсем не знаем, каковы были настоящие идеи первых дуалистических или неоманихейс-ких движений, появившихся во Франции и Западной Европе в XI веке. Были ли еретики, сожженные в Орлеане в 1022 году, действительно дуалистами, и если да, то предвосхищали ли их верования взгляды окситанских катаров 1209 года?

© 2008 Тайные общества, ордена и секты | Карта сайта