Далее1

Убийство людей — самый тяжкий грех — было им запрещено, как и убийство животных. Им было запрещено воевать, участвовать в судебных репрессиях и вообще в каких-либо актах так называемого правосудия (гражданского или церковного). Все конфликты должны были решаться в третейском суде. Когда их избирали третейскими судьями, они ревностно выполняли свои обязанности.

Трусость перед лицом страданий и смерти была грехом. Катары считали смелость первой из добродетелей, единственной, побеждающей смерть, основой всех прочих.

Совершенные не должны были лгать и давать клятву. Они не могли есть мясную пищу. Их еда состояла из рыбы, овощей и хлеба. Часто они постились, питаясь только хлебом и водой.

Наконец, они стремились вести духовную жизнь, жить, презирая свое тело, много молиться, размышлять, а также забывать самих себя ради других, посвятить себя ближним. Многие катары ухаживали за больными, были врачами и хирургами и одновременно утешителями. В принципе они были морально обязаны заниматься каким-либо ремеслом, но большинство их времени занимало выполнение ими обязанностей священников.

Присутствие в них Духа освобождало их от Зла, делало их свободными и, следовательно, всецело ответственными. Теоретически они были безгрешными по той же причине, но, поскольку они были еще воплощенными и в какой-то мере подвластными Демону, они лишь формально обладали способностью не грешить (тогда как простые верующие не были свободны от греха). Возможно, некоторые из них, — как тот совершенный, о котором говорится в текстах, что он сидел на пороге своего дома, оставаясь недвижимым и бесстрастным, как индийский мудрец, — действительно достигли безгрешности. Но для большинства из них эта виртуальная безгрешность выражалась в том, что в том случае, если они грешили, они как бы разрушали этим самих себя и должны были подвергать себя ужасному и долгому умерщвлению плоти и начинать свое посвящение сначала, чтобы снова обрести благодать. Грехи посвященных были грехами против Духа (обитавшего в них). Согласно их учению, это были грехи без прощения, или прощение можно было заслужить, но лишь с большим трудом.

Эта особая концепция сближает катаризм со всеми великими эзотерическими традициями, в частности, с индуизмом и суфизмом, где мы находим ту же идею абсолютной ответственности посвященного, грехи которого, даже, на первый взгляд, самые мелкие, бесконечно более тяжки, потому что он совершает их в полном сознании, обладая высшими знаниями и полной властью над самим собой, тогда как непосвященный, простой адепт, слеп в своем неведении, подчинен неумолимому закону причин и следствий и поэтому не несет ответственности.

Этот ход мыслей показывает, что катаризм был религией посвящения. В этом же смысле Христос говорил, что грехи, совершенные до того, как он пришел, будут отпущены, а совершенные после не простятся.

© 2008 Тайные общества, ордена и секты | Карта сайта