Далее2

Затем наступала очередь христиан и христианок просить у иерарха простить их грехи. Все они символически мыли руки. Они произносили ритуальные слова: «Благословите, простите нас», — и иерарх отпускал им грехи, говоря: «Пусть святой, справедливый, истинный и милосердный Отец, который имеет власть на небе и на земле отпускать грехи, отпустит и простит вам все ваши грехи в этом мире и будет милосерден к вам в мире будущем». Когда все крещеные совершали этот обряд и становились «чистыми», начиналась сама церемония.

Иерарх ставил перед неофитом небольшой круглый столик и на белой салфетке между двумя свечами открывал Новый Завет на Евангелии от Иоанна. Неофит становился на колени. Перед тем как взять книгу из рук иерарха, он отвешивал три поклона собранию. Иерарх спрашивал у него, твердо ли он решил принять духовное крещение и готов ли блюсти нее добродетели, присущие доброму христианину (катаризм был крайне щепетилен в этой области и не хотел никоим образом влиять на волю кандидата на святость: в некоторых случаях от неофита требовали несколько раз подтвердить свое желание стать совершенным). Согласно ритуалу, в этот момент неофит просил после мельорамента прощения своих грехов и иерарх сразу же прощал их от имени Бога и Церкви. Иерарх снова брал у него Писание и произносил речь, как при посвящении в «Отче наш», взывая к его разуму и вере: «Сир Пьер (например, потому что он обращался к нему по имени), Вы должны испытывать духовный подъем в этот момент, когда Вы вторично предстаете перед Богом, Христом и Святым Духом, потому что Вы находитесь перед лицом Церкви Божьей... Вы должны хорошо понимать, что Вы здесь для того, чтобы получить прощение своих грехов благодаря молитвам добрых христиан и наложению рук». Иерарх цитировал многие тексты из Писания, которые подкрепляли учение катаров. Примеры для двух ритуалов были разными, но суть их совпадала.

Прислужник возлагал на голову верующего книгу, читал «Благослови», трижды «Поклоняемся» и семь раз «Отче наш» и переходил к чтению начала Евангелия от Иоанна. Потом иерарх говорил, обращаясь к верующему: «Да простит Вас Господь Бог и да приведет Вас к благому концу», — и тот отвечал: «Аминь. Да будет, Господь, по слову Твоему».

Затем следовал волнующий церемониал наложения рук, то есть самой передачи Святого Духа. Верующий становился на колени, немного наклонялся к столу перед иерархом, который снова возлагал ему на голову Евангелие от Иоанна и накладывал сверху руки. И все прочие присутствующие христиане и христианки клали на него свою правую руку (или обе руки).

Потом все молились. Трижды читали «Поклоняемся», «Отче наш». «Да помилуй», еще три раза «Поклоняемся» и еще раз «Милость Господа». Новообращенному оставалось только поцеловать книгу, сделав перед ней три поклона, сказать: «Благослови, благослови, благослови и помилуй нас», — и поблагодарить Бога, иерарха и единоверцев: «Пусть Господь Бог воздаст вам за то добро, которое вы мне сделали из любви к Богу».

И совершенный отвечал ему в конце: «Да пребудет милость Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Благослови и помилуй нас. Аминь. Да будет второе Слово твое. Да простят вам Отец, Сын и Дух Святой все ваши грехи». За церемонией консоламентум часто следовали две другие: апа-рельямент или сервиси (своего рода публичная и торжественная исповедь, которая совершалась раз в месяц) и «поцелуй мира». Согласно Ж. Дювернуа, апарельямент был ежемесячной исповедью совершенных перед своим диаконом или епископом или одним из его двух коадъюторов («старшим» или «младшим сыном»). Верующие, опять-таки согласно Ж. Дювернуа, должны были при этом присутствовать. Согласно другим авторам, они тоже публично исповедовались. Наказанием за простительные грехи были многократное чтение «Отче наш» и коленопреклонения.

При поцелуе мира христиане «творили мир», мужчины целовались с мужчинами, женщины с женщинами, после того как первая целовала книгу, к которой сначала приложил губы совершенный.

© 2008 Тайные общества, ордена и секты | Карта сайта