Далее3

Их преследовали, прежде всего, как нарушителей общественного порядка и спокойствия, как нарушителей чистоты и правильности христианского вероучения, как оскорбляющих религию и богохульствующих. Диалектики отцы-инквизиторы усмотрели в этих преследованиях еретиков пользу и для них самих. Ибо отеческие меры трибунала имеют целью спасение ДУШ самих же еретиков, «дабы они обратились к церкви и познали истину».

Власть над умами еретических воззрений, недоверие к церкви и свободное отношение к ее служителям слишком уж давали о себе знать. Папа Александр III, столь энергично искоренявший ересь, оглядываясь назад, мог видеть среди своих предшественников слабовольного Адриана IV, которого свергнул с престола, опираясь на возмущение народа развратом духовенства, Арнольд Брешианский, ученик Абеляра. Десять лег пользовался пламенный Арнольд неограниченным влиянием в Риме, пока германский император не пришел на помощь папе и проповедник не погиб в огне костра.

В то же время духовная власть не забывала ограждать от заразы ересей и мирных жителей и всячески опекать их. Она вмешивалась в домашний распорядок их жизни, предписывала целый ряд правил и обязанностей поведения. Едва лишь кто обратит на себя внимание какой-либо странностью образа жизни или малейшим уклонением от предписанных правил, как церковь брала его на замечание и заставляла каяться и переносить унижение увещаний и наказаний. На обязанности св. Доминика было приводить таких кающихся к полному покаянию. Одна из грамот Доминика относительно подобных церемоний покаяния характерно рисует страшную зависимость мирян от произвола духовных властей.

«В силу власти, данной аббату Сито, легату апостольского престола, которого мы служим представителем, мы возвратили в лоно Церкви предъявителя сей грамоты, Понса Рожера, оставившего по милости Божией секту еретиков. Так как он дал нам клятву исполнять наши приказания, то мы велели ему три следующие воскресенья являться в церковь, причем священник, обнажив его, будет бить розгами на всем расстоянии от городских ворот до церкви. Для покаяния мы налагаем на него на всю жизнь пост и запрещаем ему есть мясо, яйца, сыр и всякую животную пищу, исключая дней Пасхи, Троицы и Рождества, в которые он может есть все; в знак отвращения от своей прежней ереси три поста в году он должен воздерживаться даже от рыбы; три раза в неделю, пока жив, воздерживаться от мяса, рыбы и вина, допуская облегчение только в случае болезни и изнурительных работ. Он должен будет носить церковное платье и по покрою, и по цвету-, с двумя маленькими крестами, нашитыми на груди. Всякий день он будет слушать мессу, если то окажется возможным, а по праздникам и воскресеньям вечерню. Он в точности должен исполнять утренние и вечерние правила, читать «Отче наш» 7 раз утром, 10 раз вечером и 20 в полночь, жить целомудренно и настоящую грамоту вручить своему приходскому священнику (в местечке Церера); последнему приказываем наблюдать за поведением Рожера, который должен исполнять в точности все, что ему предписано, до тех пор, пока господин легат не изъявит своей воли. Если же означенный Понс того исполнять не будет, то мы приказываем смотреть на него как на клятвопреступника, еретика, отлученного и удалить его от общества верных».

Даже мирному монаху-проповеднику, ставившему себе целью только лишь увещание словом и убеждением, а также примером личной святой жизни, — даже ему приходилось участвовать в позорных церемониях и сопровождать обнаженного кающегося с пучком розог в руке, нанося ему удары по телу.

Ревностные в борьбе с ересью братья-доминиканцы образовали из своей среды так называемую «милицию Христову» для борьбы убеждением с ересью. Вскоре именно из этих кадров милиции выйдут ревностные инквизиторы, запятнавшие себе руки человеческой кровью.

© 2008 Тайные общества, ордена и секты | Карта сайта