Далее1

Примечательно, что два идеолога, сочинения которых до нас дошли, Бартоломе из Каркассонна и Иоанн фон Луджио, не прибегали к подобным выдумкам: у первого из них мы находим просто компиляцию цитат из Священного Писания, перемежаемых краткими философскими комментариями, а у второго — чисто диалектическое изложение. Эти авторы оставляли от подобных мифов только их постигаемую разумом суть, заключающуюся в том, что некоторые ангелы Божий то ли хитростью, то ли силой, но были побеждены Сатаной. Это означает, что у них не было ни достаточно ума, чтобы свести на нет содержание сатанинского соблазна, ни достаточно онтологической силы, чтобы противостоять тому «перемещению», которому демон их подверг (он похитил их души», но не их тела и их «дух»). Значит, падшие ангелы не обладали свободой воли, они были извечно, в силу своего онтологического несовершенства, обречены на падение, на стремление к небытию». Если мы примем это за основу, станут довольно ясными три мифических этапа космической драмы:
а) Сатана проникает на небо.
б) Он соблазняет или подчиняет себе ангелов, которым изначально было суждено творить зло, и увлекает их на землю: он их материализует.
в) Он сражается против ангелов, оставшихся верными, но не может их победить, потому что они по своей природе неоазрывно связаны со своей сущностью, Богом и Добром. Грех,
таким образом, был совершен на небе, как думал и Лактанций. И есть два вида ангелов Зла: те, что были соблазнены, и те, что попали в плен. Первые — демоны, вторые — люди. Абсолютные дуалисты не всегда были согласны между собой относительно природы первых. Одни считали, что соблазненные демоны всегда были такими, что они созданы Дьяволом и вечны, как и он; другие — что они были испорчены. Для прояснения этого вопроса нам не хватает документов.

В любом случае злые ангелы согрешили не свободно, они были порабощены Злом по необходимости, заложенной в их сущности. В дуалистической системе все предопределено, все совершается механически. Деяния Зла необходимы, конечное освобождение — тоже.

Ангелы, плененные Сатаной, держатся в резерве и вводятся в тела по мере того, как совершаются половые акты. Они должны воплощаться либо в форме людей, либо в форме животных (более редко) три, семь, девять раз или больше, пока по своему пассивному опыту не поймут, что несчастье совпадает со Злом и надо избавляться и от того, и от другого. Механизм реинкарнаций не остановится, пока не будут спасены все души. Для каждой личности цикл реинкарнаций прекращается в обязательном порядке, когда она входит в тело совершенного и получает в нем консоламентум. Некоторые атары считали, что для женщины последнее воплощение должно быть в мужском теле, но просвещенные совершенные не разделяли это мнение, они учили, что душа не имеет пола и на небе нет ни мужчин, ни женщин.

В конце концов все души, созданные Богом, будут спасены, а те, что не будут, не принадлежат доброму Богу. Возникает новая трудность, связанная с той. что я отметил ранее: как могут существовать духи, созданные духовным Богом, которые не вернутся в итоге к своему источнику? Были ли это материальные, «гилические» души, сходные с душами демонов древнего манихейства, грубых и скотоподобных? Или они были материализованы извечно, по необходимости, в силу вселенской порчи, которая теоретически может постичь любое божье творение, но в действительности «аннигилирует» лишь те существа, которые по природе своей предрасположены любить Небытие?

© 2008 Тайные общества, ордена и секты | Карта сайта